Торжественным молебном 7 июня перед иконой «Всецарица» в Красноярске открылась ежегодная выставка-ярмарка «Сибирь православная». И зазвонили фестивальные «Сибирские купола». Об этом фестивале духовной песни мы еще расскажем. А сейчас предлагаем вам познакомиться с устроителем этого фестиваля, автором и исполнителем песен и романсов Светланой Сибирской (Ермаченко).
Длинная дорога к песне
– Светлана, почему родители дали тебе такое имя?
– Я была первым, желанным и поздним ребенком в семье.
Мама решила, если будет дочка, дать ей говорящее имя: или Людмила, или Светлана. Но, когда наступил день родов – 25 марта, в селе Турунтаево сияло такое яркое солнце весь день, что и сомнения не было, что родилась Светлана.
Мне повезло, я всегда чувствовала, что родители любят и жалеют друг друга. Добрые, трудолюбивые и очень верные, они и из жизни ушли почти вместе, друг за другом. В 24 года я стала для своего младшего брата и папой, и мамой и крестной матерью...
– Во времена твоего детства о духовных песнях и речи не могло идти. И все-таки доводилось ли тебе слышать нечто подобное в родном своем селе?
– Я многим обязана своей бабушке – Вере Тимофеевне Григорович. Она научила меня складывать пальчики в троеперстие. Она научила меня на ночь креститься и целовать крестик, я и по сей день так делаю. И даже по старо-славянски я могу читать благодаря бабушке Вере. Так вот, она тихонько напевала мне удивительные народные песни, которых я потом нигде не слышала. А на магнитофон их никто не догадался записать.
– О чем же пела бабушка Вера?
– Она мне пела про могучие реки, про поля с колосьями пшеницы, про любовь к родителям, про путешественников, которых хранит Бог...
– Мне кажется, ты песен этих и не встретишь, потому что это были песни ее души, строчки, ею сочиненные.
– Может так и было на самом деле. Она успела заложить в меня любовь к песне, к музыке и любовь к Богу. Я была уже подростком, когда, умирая, бабушка сказала мне: «Вырастешь когда, живи, как сложится. Но в церковь обязательно ходи». В Турунтаево тогда церкви не было, но у бабушки Веры собирались на тихое моление и чай с шиповником – баба Галя, баба Шура, кстати, внучка ее Алла – теперь матушка, жена священника и служит сейчас регентом в турунтаевском храме. А я вот стала духовные песни сочинять и исполнять.
– А почему именно духовные? Ведь до недавнего времени о них никто ничего не знал. Как это получилось, как родилась самая первая песня?
– Мои друзья – учителя, преподаватели, врачи: Татьяна Ким, Галина Мутовина, Светлана Кравцова... стали вдруг дружно дарить мне свои стихи.
И вот читаю я строки Галины Белоусовой: «Я в умалении сложила руки,
И полились из сердца звуки…» И вдруг они зазвучали во мне. Я в изумлении бросилась молиться: «Господи, направь и поддержи!..» И вдруг, вся мелодия пришла.
А я уже грамотная была, заочно завершала учебу в Красноярском музыкальном училище имени Радкевича, побежала, купила нотную тетрадку, написала на ней торжественно «Духовные песни» и, чтобы не забыть мелодию, нотами записала ее. Потом родилась еще одна песня на стихи Светланы Кравцовой «А миром правит чистота». Но я еще не понимала, что это мой путь.
– А когда поняла?
– Пришла к этому не сразу. Я водила своего сына в духовный хор «София», и, когда дети летом отдыхали в лагере, приехала его навестить. Там, на берегу Енисея, впервые исполнила на публику – и для детей, и для взрослых – свои сочинения. После маленького концерта ко мне подошел тогдашний духовник хора отец Александр Постанчук и очень деликатно, с присущей ему тактичностью попросил меня: вместе с его супругой, матушкой Анной, поездить с этими песнями по детдомам и приютам. Честно говоря, я растерялась, смогут ли дети понять о чём я пою.
Никогда мне не забыть своего дебюта. Это был спецприемник для малолетних правонарушителей, снятых с поездов, найденных в подворотнях… Они расселись после обеда на ковре, человек тридцать, самого разного возраста, кто в зеленке, кто с синяками, по существу, все – сироты, брошенные своими родителями. Еще не веря, что для них надо петь такие серьезные взрослые песни, я запела. Чувствую: вроде слушают. После выступления спрашиваю их, но больше себя: какую же вам еще песню спеть? И вдруг малыш лет пяти отвечает: «БОгОрОдицу спойте!» И говорит, нажимая на букву «о», как я в пении.
Я спела еще раз свою «Молитву к Богородице». Прощаюсь, надо уходить. И вдруг голос с другой стороны: «А еще раз спойте…» И я спела в третий раз. Меня это детское признание так укрепило. Раз даже дети понимают эти песни, значит надо дарить их людям.
– А как родилась «Молитва к Богородице»? Она неотразимо действует на души. Я в этом не раз убеждалась во время твоих концертов в музыкальном театре, в других залах.
– Стихи мне подарила Татьяна Ким, она доцент кафедры физики в Сибирском федеральном университете, у нее замечательные верующие родители. Мне много дарят сейчас стихов и очень хороших, но не из всех рождаются песни.
Надо, чтобы хотя одна-две строки запали в душу, зацепили тебя и не отпускали.
А у меня в это время было много личных переживаний: о себе, о брате. Я мужа очень рано потеряла, сын маленький был, когда он умер. И тогда тяжело было на сердце. И вдруг эти Танины строчки: «Не отринь меня, не покинь меня! –
я молю. Богородице, Дева, радуйся! – я пою…»
За один вечер с молитвою и слезами сочинила я эту песню. Очень мне помогла гитара. У этой песни счастливая судьба. 4 октября 2001 года, в день Димитрия Ростовского – покровителя людей творческих я по благословению отца Александра пришла на прием к правящему архиерею – владыке Антонию. Накануне по Красноярскому государственному радио прошла передача, где прозвучали мои песни. Пришла я уже с пониманием, что это мой путь, и мне важно было получить благословение. Но как объяснить, кто я? И вдруг владыка говорит, что слышал мои песни в радиопередаче и пишет мне высокие слова благословения, которые окрылили меня. Начались мои поездки по тюрьмам, участие в Пасхальных фестивалях, поездки по городам…
В 2005 году во время паломнического рейса по водам Енисея на теплоходе «Александр Матросов» мою «Молитву к Богородице» услышали хормейстер детской оперной студии Наталья Цюпа и солистка Красноярского театра оперы и балета Анна Киселева. Не сговариваясь, они пришли в мою каюту за этой песней. И на Рождественских чтениях она прозвучала уже в хоровом исполнении, а потом и в сольном исполнении Анны Киселевой.
Твоя Светлана из Сибири
– Светлана, имя тебе дали родители, а кто дал этот псевдоним – Сибирская?
– О, это интересная история. Я же Сергеевна. В начале творческого пути очень хотела побывать в Троице-Сергиевой лавре у мощей Сергия Радонежского. Если б мне кто сказал тогда, что я побываю там более десяти раз, я бы не поверила в такое счастье. Но вот уже десять лет подряд я езжу в Москву на Рождественские чтения и каждый год бываю у батюшки Сергия. А в начале пути я через других, кто ехал в лавру, передавала свои записочки. Написала я как-то свои прошения батюшке Сергию, чтобы передать с подругой, и под каждым поставила подпись: «С поклоном твоя Светлана из Сибири». И попросила подругу, чтобы она прочла их перед ракой с мощами преподобного Сергия.
Удивительно Господь меня вел! Возвращается из поездки подруга, протягивает мне мои листочки, которые, я думала, она выбросит после прочтения, и так выразительно говорит: «Выполнила я все твои просьбы, Светлана ты наша Сибирская». А тут закручивается очередной проект. И мне говорят, надо тебе какой-то сценический псевдоним взять. Я мгновенно вспоминаю эти слова, привезенные из Троице-Сергиевой лавры: «Светлана ты наша Сибирская». И говорю: пишите – поет Светлана Сибирская. Псевдоним мне этот дорог, будто его сам батюшка Сергий подсказал. Я те свои прошения берегу как благословение свыше.
За 15 лет миссионерской деятельности я посетила пять лавр, в том числе и Дивеевскую обитель, объездила 12 епархий от Кызыла до Санкт-Петербурга. Познакомилась с семью архиереями. При поддержке красноярских меценатов и городского управления образования издано 10000 дисков и нотных сборников, которые разошлись по всей стране. И вот, после участия в фестивалях духовной музыки в Новокузнецке, в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, я подумала, почему нет такого фестиваля на огромном пространстве нашего края и дальше на Востоке? Так родилась идея межрегионального фестиваля духовной песни «Сибирские купола». Он впервые прошел в 2016-м и приурочен был к только что утвержденному Собору святых Красноярской митрополии.
Как говорят в таких случаях, это была проба пера. При немногих средствах на многое не надеялись. Я была даже готова к тому, что придется петь одной в течение трех часов, отпущенных нам на сцене в выставочном зале «Сибирь», где развернулась ежегодная всероссийская православная ярмарка. Но, к счастью, на ярмарку приехал из Оренбурга поющий священник Валерий Богачев, прибыли гости и исполнители из Абакана, Новокузнецка, Кемерово, из городов Красноярского края. Украшением фестиваля стали песни собственного сочинения солистки ансамбля «Краса» Ирины Шульгиной. Во всем этом я вижу милость Божию и благословение.
– Я была на первом фестивале. И многих тронуло то, что в начале гала-концерта со сцены прозвучали 16 имен святых Красноярской митрополии.
– Надеемся и в нынешнем году фестиваль «Сибирские купола» посвятить их памяти.
– Светлана, у тебя есть песня на стихи известного красноярского поэта Николая Еремина «Когда слова становятся молитвой» с посвящением почитаемому народом монаху Иову, похороненному в поселке Камала Рыбинского района, может, со временем и он войдет в собор.
– Считаю, что это был великий молитвенник нашей земли, который смиренно нес свой крест до конца. Я о нем слышала, но представления не имела, где эта Камала? В 2009 году на православной ярмарке мне подарили книгу «Сказы земли Сибирской». Открываю ее на случайной странице, а там строчки: могила монаха Иова находится там-то и там-то. Оказалось, что это совсем недалеко от Бородино. И пока я вопрошала Иова, как бы к нему попасть, звонит батюшка из Бородино, отец Владимир, и приглашает меня с концертом. Я не верю своим ушам и осторожно так спрашиваю, а можно будет попасть к Иову? «Съездим, конечно», – пообещал отец Владимир.
И мы, после концерта, приехали к нему. Как раз распустились на деревьях листочки, на могиле Иова нет ощущения, что это кладбище, наоборот, торжествует жизнь вечная, цветущая. Я очень просила его меня укрепить. И вскоре начались такие испытания! Но что поучительно, после них я обрела свободу, стала учиться самостоятельной жизни в искусстве и это принесло свои полезные плоды.
Блаженно, бережно неси дар лучезарный
– Ты писала стихи с детства?
– Что вы! Хотя нет, обманываю. Школа у нас в селе была с высоким уровнем преподавания. И вот мне поручили выпускать стенгазету с заметками на злобу дня, кого-то надо было похвалить, кого-то поругать. И я про Витьку, своего одноклассника, решила написать в стихах: «Немыченко растерялся: в школе сумкой обменялся. Ему домашнюю работу сегодня делать неохота» (смеётся).
Вот, пожалуй, единственное мое стихотворное сочинение из детства. Смешно вспоминать. А в остальном я обходилась прозой.
– А как же тогда родилось это твое замечательное четверостишие:
Как угольки в кадиле – звёзды.
Туман, как ладана дымок.
Средь бесконечного простора
Вечерню служит людям Бог.
Я твои четверостишия в шутку называю рубайями. На самом деле это серьезные стихи – о вечном.
– Может, от того, что много приходится работать со стихотворными строками (иногда ради песни их приходится пополнять, что-то к ним добавлять) и рождаются собственные летучие поэтические строчки. Но их мало. Очень много в меня вложила сил в начале пути кандидат филологических наук, в прошлом преподаватель Красноярского госуниверситета, Антонина Федоровна Пантелеева. Она мне, неокрепшей, говорила, что придет время и тебя будут приглашать с концертами. Так и случилось. И приглашают. И не только на фестивали. Три-четыре раза в год я выезжаю со священником в тюрьмы и зоны. Пою песни после проповеди. И такая благодарность слушателей бывает, будто я не в зоне строгого режима пою, а в храме.
Антонина Федоровна приобщила меня к поэзии, переписанные ею от руки стихи русских поэтов храню дома на самом почетном месте. Она углубила мое знакомство с поэзией иеромонаха Романа (Матюшина), я на его стихи написала семь песен. В том числе духовный гимн: «Слушайте, люди», который начинается со знаменитых его строк:
Без Бога нация толпа,
Объединенная пороком.
Или слепа. Или глуха,
Иль, что еще страшней – жестока!
Форма гимна потребовала дополнений. Пришлось самой что-то дописывать. В результате вышел сборник «Музыкальное приношение иеромонаху Роману», переизданное недавно благодаря священнику Андрею Кручинкину.
Антонина Федоровна Пантелеева открыла мне замечательную поэтессу Нину Карташеву, с которой я встречалась в Москве. И тоже выпустила сборник песен на ее стихи. А также познакомила меня с целой плеядой красноярских поэтов, пишущих на духовные темы – со священником Виктором Теплицким, с Мариной Маликовой, Мариной Росс…
– Я знаю, что ты и с композиторами Красноярска в содружестве...
– Все даруется свыше. Промыслительным было мое знакомство с известным красноярским композитором Олегом Ивановичем Меремкуловым. За месяц до нашей встречи он увидел в киоске газету «Православное слово Сибири» с моей «Молитвой к Богородице». Заинтересовался, кто ж это пишет такие серьезные песни. Глянул на ноты – удивился: мелодия нестандартная, с разной модуляцией… А в это время Пантелеева твердит, что мне надо познакомиться с композитором Меремкуловым и показать ему свои песни. Звонит ему, а он вдруг ей говорит, что изучал уже одну мою песню по газете, наиграл ее на рояле, она ему понравилась. Так он дал согласие на встречу.
Встреча состоялась в КИЦе, я пришла с гитарой. Показываю ему свои песни, он слушает и вдруг говорит, а вы можете мне на гитаре исполнить «Молитву к Богородице»? Я в удивлении, откуда он ее знает. Вот так мы познакомились и держим связь по сей день через покровительство Божией Матери.
– А как, через кого ты пришла к династии Романовых?
– Познакомившись с поэтессой Ниной Карташевой в Москве, я побывала на «Имперских вечерах», которые она устраивала. И захотелось, чтобы такие вечера были в Красноярске на базе Русской энциклопедии, руководил которой Олег Иванович Меремкулов. К тому времени вышло мое «Музыкальное приношение Российским новомученикам» в содружестве с нынешним председателем Союза композиторов, автором многих замечательных хоровых духовных сочинений Владимиром Валентиновичем Пономаревым. Так родился проект «Династия Романовых в истории России» под руководством Олега Ивановича Меремкулова. К нему мы привлекли заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, красноярского живописца Константина Семеновича Войнова. Им создана замечательная галерея портретов династии Романовых. И он откликнулся, спасибо ему!
Когда Русскую энциклопедию закрыли, я продолжила этот проект, заказала копии работ Войнова. С тех пор проведено уже немало музыкальных вечеров, посвященных династии Романовых. Очень интересные встречи были в Емельяновском районе благодаря активной помощи председателя благотворительного фонда «София» Нины Федоровны Черняевой.
– Светлана, у тебя есть любопытный сборник «Песни на стихи красноярских учителей». Он-то как появился на свет?
– За всем стоит промысел Божий. В 2005 году я выступала в Литературном музее с песней о Богородице. После концерта подходят ко мне две дамы. Одна снимает со своей руки крупный серебряный перстень с аметистом и вкладывает мне его в ладонь: «Это Вам за «Богородицу». Вторая мне говорит: «Приходите к нам на прием». Раз зовут, надо идти, но куда? Оказалось, в городское управление народного образования к руководителю его Нине Ивановне Жилинской.
Прихожу я с альбомчиком к ней, тогда гаджетов не было. Рассматривает Нина Ивановна фотографии, а я говорю попутно, что у меня за эти годы как-то сам собой сложился цикл на стихи красноярских учителей, песен 15. А почему вы их не издаете, – интересуется она. Ясно, почему – денег нет. Тут же она дает распоряжение заму по поводу издания сборника. Я сижу, как в сказке. Мне остается только представить материал для верстки. Но у меня нот нет в электронном виде и компьютера дома нет. Что делать?
Сын нашел выход, попросил у друга компьютер на неделю. Владимир Валентинович Пономарев нашел специалиста, который мне объяснил, как набирать ноты. И начала я лихорадочно овладевать компьютерными знаниями. Когда вставала в тупик, сын приходил на помощь, он быстрее меня соображал, что нужно сделать. Презентация этого сборника состоялась в Москве в библиотеке Русского зарубежья.
Сам такого сценария не напишешь и такого поворота дел не срежиссируешь. Тут, кстати, пример взаимодействия светской и духовной сферы, сложение интересов на пользу дела. Шесть лет, каждый год с помощью городского отдела народного образования, выходили мои сборники на разные темы, в том числе и колыбельные песни для малышей.
Благотворным получилось мое сотрудничество с Трехсвятительским храмом – с отцом Владимиром и матушкой Ириной Гашковыми. Наш совместный проект «Подари радость» принес настоящую радость детишкам из приютов и спецшкол, людям, потерявшим зрение… А когда пошли мои выступления в больших залах и потребовалась аранжировка, мне были посланы в помощники – Сергей Горбачевский, Виктор Мусс, Эдуард Скороходов, с которым мы и по сей день сотрудничаем.
Традиционно даю концерты в малом зале музыкального театра и в Доме искусств на Пасху, Рождество и Покров. На большее нет денег. А вот чудеса, они на каждом шагу. Звонят мне как-то из Новосибирской школы искусств и говорят, что разучили с детьми по сборнику три моих песни и привезут их в Красноярск, куда приедут за свой счет. Разыскали они у нас знакомую пианистку и выступили прекрасно. Это был подарок с небес. Дети душой понимают, о чем они поют.
После мне одна девочка из этой школы прислала СМС: «Песню Вашу в моем исполнении митрополит слушал, стоя». Это был гимн «Русь святая, храни веру православную!», который впервые прозвучал в День России на нашем фестивале «Сибирские купола». Приглашаю на него всех, кто любит духовную песню.
– Получается, что семечко посеянное проросло и песни бабушки Веры обрели новую силу, новую жизнь благодаря тебе, ее внучке. И радуют людей, как когда-то радовали твое детское сердечко ее духовные песнопения.
– Я как-то была с концертом в Кызыле по приглашению правящего архиерея владыки Феофана. Выступала в День народного единства на Казанскую Божию Матерь в Центре русской культуры, пришли сюда и русские, и тувинцы. И тувинцы так были тронуты православными песнопениями. Руку жали, обнимали, желали мне и белой дороги и много чего.
То же самое было и в Эвенкии, где я выступала по приглашению губернатора Красноярского края. Столько было благодарности от эвенкийцев за мои песни, не меньше, чем от русских. Потому что каждая душа – христианка. Я выучила тогда по-эвенкийски слова: мира вам и благоденствия! Так вот, хочу пожелать этого всем читателям. И подарить на прощание это маленькое свое четверостишие.
В который раз я в окруженьи чуда.
Природа – храм, а горы – аналой.
Чиста лазурь, в ней первый луч восхода,
И Одигитрия благословляет путь земной!
– И тебе, Светлана, светлых дорог! И новых песен, в которых говорит с Небесами сама душа!
Беседу вела Валентина МАЙСТРЕНКО
Красноярск,
фото Вячеслава ПЕНЕРОВА